Культура и наследие


Мальтийские острова, насчитывающие 7000 лет своей истории, буквально утопают в культурном наследии. Золотой век островов пришелся на эпоху неолита, от которой остались таинственные мегалитические храмы, посвященные богине плодородия. Позднее финикийцы, карфагеняне, римляне и византийцы – все оставили свой след на островах.

В 60-м году нашей эры святой Павел на пути в Рим потерпел кораблекрушение у здешних берегов, и таким образом принес христианство на Мальту. В 870-м году нашей эры острова захватили арабы, оказавшие существенное влияние на мальтийский язык. До 1530 г. Мальта была частью Сицилии, поэтому норманны, арагонцы и другие завоеватели, правившие Сицилией, управляли также и Мальтийскими островами. Карл V даровал Мальту суверенному рыцарскому ордену святого Иоанна Иерусалимского, который управлял островом с 1530 по 1798 г.г. С приходом рыцарей ордена для Мальты начался новый золотой век, и она стала ключевым игроком на культурной арене Европы 17 - 18 веков. Художественная и культурная жизнь островов получила новый толчок к развитию с появлением таких художников, как Караваджо (Caravaggio), Маттиа Прети (Mattia Preti) и Фаврей(Favray) – среди множества прочих – которым рыцари заказывали картины для украшения церквей, дворцов и обержей.

В 1798 году Бонапарт, следуя в Египет, отбил Мальту у рыцарей. Французское присутствие на острове было недолгим, поскольку англичане, у которых мальтийцы попросили помощи в борьбе против французов, в 1800 году взяли остров в окружение. Британское правление продолжалось до 1964 года, когда Мальта обрела независимость. Мальтийцы унаследовали британскую систему управления, образования и законодательства. В 1974 году Мальта стала республикой, а в мае 2004 года членом Европейского Союза.

Такое наследие, уникальное для Средиземноморья, нашло свое отражение в национальной архитектуре и искусстве. Множество объектов культуры на Мальте хранят отпечаток этого наследия: шедевр 16 века Дворец Великого Магистра, который сейчас является зданием парламента, «Sacra Infermeria» (Священная лечебница), являющаяся сейчас оснащенным по последнему слову конференц-центром, Центр творчества равелина Сент Джеймс (St. James Centre for Creativity) - великолепно отреставрированное укрепление, где сейчас на фоне грубо отделанных стен выставляются произведения современного искусства. Здесь прошлое и настоящее причудливо сплелись.

Искусства всегда играли и продолжают играть важную роль в богатой на события мальтийской культурной жизни.  В национальном Музее изящных искусств, расположенном в здании 1570-х годов в стиле рококо, выставляются шедевры искусства от эпохи Возрождения до современности.

И маститым, и молодым многообещающим художникам оказывается поддержка – их достижения демонстрируются на публичных выставках. И хоть какая-то выставка обязательно проводится здесь в любое время.

Театр и музыка также очень популярны на Мальтийских островах. Различные театры и открытые площадки предлагают огромный выбор пьес, мюзиклов, опер, концертов классической и современной музыки.

Достопримечательности мирового культурного наследия

Три достопримечательности Мальтийских островов внесены в список объектов мирового значения ЮНЕСКО. Это город Валлетта, мегалитические храмы и Гипогей Халь Сафлини (Hal Saflieni Hypogeum).

Всего на островах Мальта и Гозо обнаружено семь мегалитических храмов, каждый из которых развивался самостоятельно. Два храма Джгантия (Ggantija Temples) на острове Гозо замечательны гигантскими сооружениями бронзового века. Храмы Джгантия - самые древние из отдельно стоящих памятников в мире, и они свидетельствуют, что острова были обитаемы по крайней мере за 1000 лет до постройки в Египте знаменитых пирамид Гизы.

Что до острова Мальта, то храмы Хаджар Им (Hagar Qim), Мнайдра (Mnajdra) и Таршин (Tarxien) являются уникальными шедеврами архитектуры, учитывая насколько ограничены в ресурсах были их строители. Комплексы Та’ Хаджрат (Ta’ Hagrat) и Скорба (Skorba) наглядно показывают, как традиции строительства храмов передавались на Мальте из поколения в поколение. Эти храмы были внесены в список достопримечательностей мирового значения как единая группа, и представляют уникальную архитектурную традицию, которая процветала на Мальтийских островах между 3600 и 2500 годами до нашей эры.

Гипогей Халь Сафлини - это подземный комплекс, вырубленный в скале, использовавшийся строителями храмов и в качестве святилища, и как место захоронения. Он был обнаружен в 1902 году, в ходе строительных работ. Три его подземных уровня относятся к периоду  между примерно 3600 и 2400 годами до н. э. Этот памятник считается одним из основных доисторических памятников в мире.

Столица Мальты Валлетта неразрывно связана с историей военного и благотворительного Ордена святого Иоанна Иерусалимского. Городом управляли последовательно финикийцы, греки, карфагеняне, римляне, византийцы, арабы и орден рыцарей святого Иоанна. 320 памятников Валлетты, расположенные на площади всего 55 гектаров, делают его одним из самых богатых историческими достопримечательностями районов мира.

Город Валлетта (Valletta)

Валлетта, город-крепость, известная также как Citta' Umilissima, “город, построенный джентльменами для джентльменов”, является столицей Мальты. Это живой, рабочий город, административное и коммерческое сердце островов. Валлетта получила свое название от основателя города, высокочтимого великого магистра ордена святого Иоанна Жана Паризо де ла Валлетта (Jean Parisot de la Valette). Этот величественный город-крепость вырос на безводных крутых скалах полуострова Маунт Шиберрас (Mount Sceberras), вздымающихся меж двух глубоких гаваней Марсамшетт (Marsamxett) и Большой Гаванью (Grand Harbour).

Заложенная в 1566 году, Валлетта была полностью выстроена, вместе с внушительными бастионам, фортами и собором, в поразительно короткий срок – за 15 лет.

У Валлетты много имен, каждое из которых напоминает о ее богатом историческом прошлом. Это и “современный" город, построенный рыцарями святого Иоанна; и шедевр эпохи барокко; и город европейского искусства, и город-объект мирового наследия. Расположенная на площади 55 гектаров, она является одним из самых богатых историческими достопримечательностями городов мира.

Город, полный жизни днем, сохраняет неподвластную времени атмосферу. Сеть узких улочек города может похвастаться шедеврами европейского искусства, церквями и дворцами.

Валлетта предлагает вам обширную культурную программу, гуляя по ней, буквально на каждом углу вы столкнетесь с удивительными историческими достопримечательностями: статуи святых, альковы, фонтаны гербы на высоких парапетах. Узкие улочки манят своими замысловатыми магазинчиками и кафе, главные улицы города привлекают крупными фирменными магазинами мировых производителей модной одежды, музыки, ювелирных украшений и многого другого.

История Валлетты

История города эпохи барокко

Валлетта названа в честь ее основателя, Великого Магистра Ордена святого Иоанна, Жана Паризо де ла Валлетта, но своим рождением город обязан его главному врагу, турецкому султану Сулейману Великолепному.

Когда рыцари Ордена прибыли на Мальту в 1530 году, они поселились в маленькой деревне Биргу (Витториоза), которая была защищена Фортом Сент Анджело (Fort St Angelo). Они смогли надстроить старую смотровую вышку Сент Эльмо (St Elmo watchtower) на полуострове Шиберрас напротив, но их оборонительные сооружения все еще были недостаточными. Стратегическая важность Маунт Шиберрас (Mount Sceberras) стала очевидной в период Великой Осады.

Строительство Валлетты было запланировано до осады. Но план этот осуществился только после того, христианская церковь отблагодарила Орден своими дарами за победу над Сулейманом. Папа Пий V и король Испании Филип оказали финансовую помощь и прислали великого военного инженера, итальянца Франческо Лапарелли (Francesco Laparelli).

Величественная крепость выросла на безводной скале полуострова Маунт Шиберрас, которая поднимается из глубин 2 гаваней – Марсамшетт (Marsamxett) и Большой Гавани (Grand Harbour). Валлетта была основана в 1566 году, и ее строительство было завершено за удивительно короткий срок в 15 лет, в течение которых были построены все бастионы, форты и собор.

Современный город

У Лапарелли была уникальная возможность создать совершенный город. Валлетта может вам не показаться современным городом, но это один из первых образцов планирования города по прямоугольной схеме расположения улиц.

Город отвечал нуждам всех слоев населения, от Рыцарей до их прислуги и торговцев. Проект Лапарелли позволил провести по трубам свежую воду для питья и канализацию, что для тех времен было новшеством. Прямоугольная сеть улиц позволяла свежему воздуху из двух гаваней циркулировать по узким улицам, подобно кондиционеру величиной с город.

Валлетта является прекрасным примером  города 16 века плановой застройки, необычного для своего времени, так как городские центры обычно развивались из ранних поселений. Скалистый полуостров Маунт Шиберрас, на котором была возведена Валлетта, был не самым простым местом для строительства:для строительства была необходима тщательная планировка. Ла Валлетт умер в 1568 году, до окончания строительства города. К 1571 году город был в достаточной степени отстроен, чтобы Рыцари смогли переселиться сюда из Биргу.

Лапарелли покинул Мальту в 1570 году, но работа была продолжена мальтийским архитектором Джероламо Кассаром (Gerolamo Cassar). Кассар руководил строительством большинства ранних зданий, начиная с собора святого Иоанна и заканчивая Sacra Infermeria, постоялыми дворами рыцарских домов (обержами) и Дворцом Магистра.

К концу 16 века Валлетта достигла значительных размеров. Люди со всех островов ехали сюда, чтобы спокойно жить под защитой ее бастионов.

Валлетта стала играть важнейшую роль в жизни Ордена и островов. Тем не менее, Три Города (Three Cities), находившиеся от нее через залив и ставшие первым приютом для Рыцарей, сохранили экономический потенциал благодаря находившимся в них докам. Мдина (Mdina), старая средневековая столица, почти утратила свою роль и превратилась в провинцию. Город остался домом для мальтийского дворянства, потомков сицилийских и испанских сюзеренов.

Вторая Мировая Война опустошила Мальту. Валлетта сильно пострадала от  бомбардировок, но город смог пережить войну и сохранить нетронутыми многие свои богатства, например, шедевр Ордена - Собор Святого Иоанна.

Сегодня население Валлетты немного меньше, чем до войны, но это шумный город, деловой центр островов и место заседания парламента.

Гипогей, или подземная пещера, – уникальный памятник и великолепный пример «архитектуры со знаком минус». Раскопки в этом месте принесли богатый археологический материал -  керамику, человеческие кости, личные украшения, такие как бусы и амулеты, маленькие резные фигурки зверей и статуэтки покрупнее.

Гипогей состоит из залов, комнат и проходов, высеченных в толще скалы, и занимающих площадь около 500 кв. метров. Вытесанные в камне комнаты различаются размерами и очертаниями, и отделаны по различным канонам мастерства. Комплекс располагается на трех уровнях – верхний уровень (3600-3300 гг. до н.э.), средний (3300-3000 гг. до н.э.) и нижний (3150-2500 гг. до н.э.). Самая глубокая комната на нижнем уровне располагается на 10,6 метров ниже поверхности земли.

Верхний уровень состоит из большой полости с центральным проходом и погребальными камерами, высеченными по обеим сторонам.  Средний уровень составляют разнообразные палаты с очень гладкой отделкой стен, что создает впечатление каменной кладки.

Часы работы и стоимость входа:

Для обеспечения сохранности этой достопримечательности, микроклимат здесь строго регулируется и контролируется. По этой причине Гипогей открыт не более чем для 80 посетителей в день. Экскурсия начинается с краткой вводной выставки и фильма на нескольких языках, который посвящен народам, построившим храмы, и связи Гипогея с другими культовыми местами Мальты.

С понедельника по воскресенье проводится по семь экскурсий, начиная с 9.00 до 16.00 (последняя экскурсия). В 12.00 экскурсии нет.

Планируя осмотр достопримечательностей, советуем вам заказать билеты заранее, так как часто все экскурсии бывают полностью разобраны на недели вперед.

Билеты в Гипогей также можно купить в самом Гипогее в Паоле (Paola) или в Национальном музее археологии в Валлетте.

Билеты можно купить в следующих музеях и исторических местах: Мальта: Гипогей Халь Сафлини в Паоле, и Национальный музей археологии в Валлетте. Гозо: храмы Джгантия, Шара и музей археологии, Цитадель.

Билеты:

Взрослые (18-59 лет): 4 мальтийские лиры - 10 Евро
Дети и учащиеся (6-17 лет), пожилые граждане (60 лет и старше), владельцы карт ISIC, EURO<26, ISE, ICOM: 2 мальтийские лиры - 5 Евро
Дети от 1 до 5 лет не допускаются

Всего на Мальте и Гозо семь мегалитических храмов, каждый из которых развивался сам по себе; самый древний относится к пятому тысячелетию до н.э

Самые древние отдельно стоящие храмы в мире – храмы Джгантия (Ggantija) на острове Гозо, знаменитые также как гигантское сооружение Бронзового века.

Расположенные на острове Мальта храмы: Хаджар Им (Hagar Qim), украшенный животными и богинями, вырезанными из обсидиана и кремня, храмы Мнайдра (Mnajdra) и Таршин (Tarxien), являются уникальными шедеврами архитектуры, учитывая насколько ограничены в ресурсах были их строители. Комплексы Та’ Хаджрат (Ta’ Hagrat) и Скорба (Skorba) наглядно показывают, как традиции строительства храмов передавались на Мальте из поколения в поколение.

Храмы Джгантия в Шаре (Xaghra) на Гозо представляют собой одну из важнейших археологических достопримечательностей мира, и относятся к периоду примерно от 3600 до 3200 гг. до н.э. Из-за гигантских размеров мегалитов в прошлом местные жители полагали, что храмы построили гиганты. Как раз этот храмовый комплекс на Гозо и подтверждает древнюю легенду, а название, «Джгантия» на мальтийском языке означает «гигант».

Комплекс мегалитических храмов Джгантия состоит из двух храмов, окруженных массивной общей стеной, построенной с использованием тычковой и ложковой техник кладки попеременно, причем некоторые мегалиты превышают пять метров в длину и весят более пятидесяти тонн. Храмы, выстроенные из грубых блоков кораллового известняка, имеют каждый по пять апсид, соединенных центральным коридором, ведущим в сокровенный трифолий.

Часы работы и стоимость входа:

Понедельник-воскресенье: 9.00-17.00
Вход до: 16.30
Закрыто: 24, 25 и 31 декабря, 1 января, в Страстную Пятницу

Билеты:

Взрослые (18-59 лет): 1,50 мальтийских лир - 3,75 Евро
Учащиеся (12-17 лет), пожилые граждане ( 60 лет и старше), владельцы карт ISIC, ISE, ICOM, EURO<26: 0,75 мальтийских лир - 2 Евро
Дети (6-11 лет): 0,50 мальтийские лиры - 1,25 евро
Дети от 1 до 5 лет: бесплатно

Храм Хаджар Им (3600-3200 гг. до н.э.) стоит на вершине холма, с которого открывается вид на море и островок Филфла (Filfla). Храм представляет собой единое храмовое строение, хотя неясно, строился ли он изначально как четырех- или пятиапсидное сооружение.

Руины другого храма расположены в нескольких метрах от главного храма, его внешний двор и фасад соответствуют образцу, типичному для всех храмов на островах. Особого внимания заслуживают более крупные ортостаты – каменные плиты - на углах, с пазами для второго из горизонтальных рядов кладки выше.

Множество интересных предметов было извлечено из земли в Хаджар Им, в частности, декорированный алтарь в виде колонны, два алтарных стола, несколько статуй «полной дамы», которые сейчас выставлены в Национальном музее археологии.

Часы работы и стоимость входа:

Понедельник-воскресенье: 9.00-17.00
Вход до: 16.30
Закрыто: 24, 25 и 31 декабря, 1 января, в Страстную Пятницу

Билеты:

Взрослые (18-59 лет): 2 мальтийские лиры - 4,66 Евро
Учащиеся (12-17 лет), пожилые граждане (старше 60 лет), владельцы карт ISIC, ISE, ICOM, EURO<26: 1 мальтийская лира - 2,33 Евро
Дети (6-11 лет): 0,50 мальтийских лир - 1,16 Евро
Дети от 1 до 5 лет: бесплатно

Мнайдра притулилась в углублении меж утесов южного побережья Мальты. Из всех храмов Мальты именно эти храмы, пожалуй, получили самое поэтическое обрамление – они стоят в стороне, на обрывистом участке берега, глядящего на островок Филфла. Мнайдра – это комплекс, состоящий из трех храмов, выходящих на овальный внешний двор. Первый и наиболее древний храм относится к 3600-3200 гг. до н.э., но наибольшее впечатление производит третий храм, построенный между 3150 и 2500 гг. до н.э. Это, наверное, самый прекрасный из сохранившихся на островах храмов. По каменной кладке видно, что строители были искушены в архитектурных приемах, и обладали незаурядным мастерством.

Средний храм был построен последним и помещен между двумя другими, на более высоком уровне.

Нижний храм был спланирован согласно астрономическим наблюдениям, и в дни равноденствия (20 марта и 22 сентября) лучи солнца, в соответствии с замыслом строителей, проходят точно через определенные места храма.

Часы работы и стоимость входа:

Понедельник-воскресенье: 9.00-17.00
Вход до: 16.30
Закрыто: 24, 25 и 31 декабря, 1 января, в Страстную Пятницу

Билеты:

Взрослые (18-59 лет): 2 мальтийские лиры - 4,66 Евро
Учащиеся (12-17 лет), пожилые граждане (старше 60 лет), владельцы карт ISIC, ISE, ICOM, EURO<26: 1 мальтийская лира - 2,33 Евро
Дети (6-11 лет): 0,50 мальтийских лир - 1,16 Евро
Дети от 1 до 5 лет: бесплатно

Скорба включает в себя руины двух храмов, которые остались нетронутыми во время двух первых этапов археологических раскопок на территориях храмов, в начале 19 века и в 20 веке.

В Скорбе в 3600-3200 гг. до н.э., на месте деревни, где люди жили примерно с 5000-4300 гг. до н.э., был построен типичный трехапсидный храм. В 3150-2500 гг. до н.э. был построен второй храм к востоку от первого – обнаружен это храм был в гораздо худшем состоянии, чем первый, но изначально он состоял из четырех апсид и центральной ниши.

Скорба была заселена задолго до того, как были построены храмы, самое древнее строение, обнаруженное в этом месте, относят к 5000-4300 гг. до н.э. На поле к востоку были обнаружены две комнаты, которые отнесли к 4400-4100 гг. до н.э. Неровность полов и отсутствие очагов по всей видимости исключает возможность считать это место жилищем. Группа статуэток, найденная в северном помещении, наводит на мысль, что здание имело религиозное назначение.

Часы работы и стоимость входа:

Вторник: 11.30-13.00
Закрыто: Понедельник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, Страстная Пятница, 24, 25, 31 декабря, 1 января

Билеты:

Взрослые (18-59 лет): 2 мальтийские лиры  - 4,66 Евро
Учащиеся (12-17 лет), пожилые граждане (старше 60 лет), владельцы карт ISIC, ISE, ICOM, EURO<26: 1 мальтийская лира - 2,33 Евро
Дети (6-11 лет): 0,50 мальтийских лир - 1,16 Евро
Дети от 1 до 5 лет: бесплатно

Два храма Та’ Хаджрат, датируемые 3600-3200 гг. до н.э., относятся к числу самых ранних храмовых сооружений на Мальте, и чрезвычайно хорошо сохранились. Большой храм датируют 3600-3200 гг. до н.э., меньший - 3300-3000 гг. Обилие керамики, обнаруженной на этом месте, позволяет предположить, что эти два храма были построены на месте бывшей деревни. Среди находок, сделанных здесь, есть одна совершенно уникальная: маленькая модель здания из известняка.

Большой храм расположен в середине просторного полукруглого внешнего двора, внушительный фасад храма с монументальным дверным проемом был воссоздан в 1937 году. Две ступени ведут к главному входу и коридору, по бокам которого расположены громадные столбы из кораллового известняка. Далее за входом коридор выложен большими каменными блоками, размещенными с большой точностью.

Часы работы и стоимость входа:

Вторник: 11.30-13.00
Закрыто: Понедельник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, Страстная Пятница, 24, 25, 31 декабря, 1 января

Билеты:

Взрослые (18-59 лет): 2 мальтийские лиры  - 4,66 Евро
Учащиеся (12-17 лет), пожилые граждане (старше 60 лет), владельцы карт ISIC, ISE, ICOM, EURO<26: 1 мальтийская лира - 2,33 Евро
Дети (6-11 лет): 0,50 мальтийских лир - 1,16 Евро
Дети от 1 до 5 лет: бесплатно

Храмы Таршин относят к 3600-2500 гг. до н.э., этот комплекс, включающий в себя четыре мегалитических храма, является самым сложным из всех храмовых построек на Мальте. Храмы эти прославились благодаря проработанности деталей резных украшений, в том числе барельефов домашних животных, алтарей, перегородок, украшенных спиральными рисунками и другими орнаментами. Особо стоит отметить комнату, вытесанную в толще стены между южным и центральным храмами, и знаменитую рельефным изображением двух быков и свиньи.

Это место, вероятно, активно использовалось для отправления ритуалов, по-видимому, связанных с  принесением в жертву животных. Таршин представляет большой интерес еще и потому, что позволяет понять, как возводились храмы: каменные катки, оставленные возле южного храма, вероятно, использовались для транспортировки мегалитов. В центре южного храма комплекса Таршин были также обнаружены следы кремаций, что указывает на то, что в период бронзового века место стало вновь использоваться как кладбище, где сжигали умерших.

Часы работы и стоимость входа:

Понедельник-воскресенье: 9.00-17.00
Вход до: 16.30
Закрыто: 24, 25 и 31 декабря, 1 января, в Страстную Пятницу

Билеты:

Взрослые (18-59 лет): 2 мальтийские лиры - 4,66 Евро
Учащиеся (12-17 лет), пожилые граждане (старше 60 лет), владельцы карт ISIC, ISE, ICOM, EURO<26: 1 мальтийская лира - 2,33 Евро
Дети (6-11 лет): 0,50 мальтийских лир - 1,16 Евро
Дети от 1 до 5 лет: бесплатно

Археология

Уже само количество археологических достопримечательности на островах выделяет их историю как нечто из ряда вон выходящее по сравнению с судьбами иных областей Средиземноморья.

Здесь есть мегалитические храмы, дольмены бронзового века, могилы карфагенян, руины римских вилл, и совершенно не поддающиеся объяснению следы доисторического человека, как, например, загадочные колеи доисторических «повозок». В течение трех тысячелетий, начиная с 5200 г. до н.э., этот архипелаг был приютом для уникальной цивилизации строителей храмов. Храмы на Мальте и Гозо считаются самыми древними отдельно стоящими сооружениями, известными человеку. Одна среди этих достопримечательностей особенно характерна для Мальты – Гипогей, лабиринт из подземных комнат, который, возможно, использовался и как место захоронения, и как храм. Храмы островов признаны ЮНЕСКО Достопримечательностями мирового культурного наследия, и открыты для посещения. Начать посещение достопримечательностей стоит с Национального музея археологии в Валлетте, или же самого Гипогея.

Каменный век

Примерно 5500 или 4500 лет назад Мальтийские острова населяло совершенно необыкновенное сообщество людей, и умных и изобретательных одновременно. Острова стали свидетелями  уникального феномена – строительства мегалитов.

Жизнь и верования этих древних жителей Мальтийских островов окутаны тайной, но можно представить, каковы были их образ жизни и степень умудренности по дошедшим до нас, и в весьма внушительном числе, искусно выстроенным сооружениям, которые стоят и поныне.

Храмы Джгантия на Гозо, считаются самыми древними в мире среди отдельно стоящих памятников, сохранившихся до наших дней. Они были построены раньше великой пирамиды Хеопса в Египте и Стоунхеджа в Британии, примерно на 1000 лет.

Лабиринт, состоящий из вытесанных в скале проходов и комнат Гипогей Халь Сафлини в Паола - это величайшее достижение доисторической инженерной мысли. Это подземный храм и место захоронения, не имеющие аналогов в мире.

Пещера Ар Далам - очень важная историческая достопримечательность, так как именно здесь обнаружены были самые ранние следы человеческих поселений на Мальте, возникших примерно 7400 лет назад.

Экспозиция состоит из двух частей: собственно пещеры и музея,  в котором выставлено множество примечательных находок, от костей животных и до памятников материальной культуры человека. Пещера была прорыта рекой, с руслом поворачивающим под прямым углом. Пещера уходит вглубь на 144 метра, но только первые 50 метров открыты для посетителей.

Самые нижние уровни, возраст которых превышает 500 000 лет, содержали ископаемые кости карликовых слонов, гиппопотамов, крошечных млекопитающих и птиц. Над слоем гальки, который следует далее, идет так называемый «олений» слой, который относят примерно к периоду 18 000 лет назад. Верхний слой насчитывает менее 10000 лет и содержит следы первых людей на островах.

Часы работы и стоимость входа:

Понедельник-воскресенье: 9.00-17.00
Вход до: 16.30
Закрыто: 24, 25 и 31 декабря, 1 января, в Страстную Пятницу

Билеты:

Взрослые (18-59 лет): 2 мальтийские лиры - 4,66 Евро
Учащиеся (12-17 лет), пожилые граждане (старше 60 лет), владельцы карт ISIC, ISE, ICOM, EURO<26: 1 мальтийская лира - 2,33 Евро
Дети (6-11 лет): 0,50 мальтийских лир - 1,16 Евро
Дети от 1 до 5 лет: бесплатно

Медный век

Новые люди, заселившие острова после человека эпохи неолита, вероятно, также прибыли сюда из юго-восточной Сицилии.

Другие храмы, храмы Хаджар Им, Мнайдра, Таршин, а также десяток других исторических достопримечательностей, свидетельствуют в пользу гипотезы, что Мальта была «священным островом» - своего рода центром поклонения и отправления мистических обрядов для доисторического общества данного региона.

Ко времени возведения Джгантии эти земледельцы уже выработали новую культурную систему, совершенно обособленно и без каких бы то ни было иностранных влияний. Хотя эти люди поддерживали связи с Сицилией, родиной своих предков, и плавали с торговыми целями и дальше, к другим итальянским островам, ничто не свидетельствует о том, что имел место какого-либо культурный обмен. Их храмы и верования остаются единственными в своем роде, присущими только Мальтийским островам.

В течение этого периода использование кремней для орудий, а также обсидиана и красной охры, применявшейся при украшении храмов, являются широко распространенными.

Подвески, великолепная керамика и тонкой художественной отделки предметы, обнаруженные среди обломков вблизи храмов, заставляют вспомнить о золотом веке мира и процветания.

Выходцы из Европы, главным образом из Сицилии, первые поселенцы острова явно находились под влиянием мистицизма. Покрытая ковром зелени, населенная карликовыми слонами,  Мальта должно быть была райским островом. Чтобы прославить этот уголок, жители острова выстроили целый ряд великолепных храмов, посвященных знаменитой Венере Мальтийской, спящей богине плодородия.

Действительно, среди отдельно стоящих мегалитов существует цепь входов-трилитов, ведущих в помещения, в самом сердце которых расположен алтарь, посвященный матери-богине. Фигурки «полных дам», которые, судя по всему, всегда сопутствуют богине, предвосхищают скульптурную традицию, которая позднее отозвалась эхом в статуэтках, найденных на греческих островах.

Бронзовый Век

Около 2500 г. до н.э. культура строителей храмов таинственным образом закончилась. Никто не знает, вымерли ли эти люди, или были порабощены захватчиками, или просто покинули острова. С этого времени и до примерно 700 г. до н.э, продолжался бронзовый век. К этому периоду относятся многие объекты, открытие которых стало знаменательным событием, такие как колеи доисторических повозок.

Доказательством миграции культур, проникавших сюда с Эгейского моря через Пулийскую область Италии и западную Сицилию, является родовое сходство мальтийских гончарных изделий начала бронзового века с \первичным доэллинским (Эгейским) стилем и стилем Капо Грацьяно (Эолийским). Мальтийская культура начала бронзового века прежде всего известна благодаря колеям доисторических повозок, а также следам погребений с четырьмя типами надгробных памятников, а именно: обрядовыми мегалитическими храмами, менгирами, пирамидами из камней и дольменами.

В последние два столетия бронзового века появилась народность Бахрийя,  которая, вероятно, заняла районы в западной части Мальты.

Развалины этого храма расположены на юге Мальты, и особенно важны потому, что, похоже, здесь перед нами не только руины четырехапсидного храма (2000 г. до н.э.), но также и следы укрепленного поселения эпохи бронзового века. Остатки большой оборонительной стены находятся совсем рядом - проходят через переднюю часть возвышенности, расположенной между двумя долинами, ведущими к двум бухтам. Стена была построена так, что лицевая сторона ее была обращено вглубь суши, так что деревня должна была иметь в своем тылу море. Такое размещение стены наводит ученых на мысль, что жители деревни больше боялись нападений с земли, чем с моря.

Следы хижин бронзового века были обнаружены сразу за стеной, причем глубина залегания была очень невелика, этот слой лежал сразу поверх остатков периода храмов.

Часы работы и стоимость входа:

Посещение данной достопримечательности возможно только по предварительной договоренности.

Билеты:

Взрослые (18 – 59 лет): 2 мальтийские лиры  - 4,66 Евро,
учащиеся (12 - 17 лет), пожилые граждане (60 лет и старше), владельцы карт ISIC Card, EURO<26, ISE Card и ICOM Card: 1 мальтийская лира - 2.50 Евро
Дети (6 -11 лет): 0,50 мальтийских лир - 1,16 Евро

Посещение данной достопримечательности облагается административным сбором сверх и помимо стоимости посещения.

Во времена бронзового века в скалах острова были вырублены параллельные канавки; иногда канавки шли отдельными парами, иногда группами.

Расстояние между канавками различно, но в среднем оно составляет 1,4 метра от центра до центра, а глубина – где-то 8 – 15 см.

Было выдвинуто множество разнообразных теорий относительно их возможного предназначения; некоторые считают, что по этим колеям поднимали плодородную землю из долин к вершинам холмов, чтобы на их склонах и плоских вершинах насыпать поля. Некоторые говорят, что это были рукотворные канавки для транспортировки камней и грунта, чтобы строить террасы, в то время как другие полагают, что это были средства связи между поселениями. Выдвигались и другие версии - что это была дорожная сеть между финикийскими и карфагенскими поселениями, использовавшаяся в качестве оросительных каналов, чтобы доставлять воду из источников в долинах к возделанным полям на террасах; что по ним следовали церемониальные ритуальные повозки; или же что они использовались в качестве волока при транспортировке блоков-мегалитов для строительства храмов.

Место, где эти колеи идут гуще всего, и более всего поражают воображение своим числом, приходится на поросшую  кустарником южную часть садов Бускет (Buskett Gardens), известную под названием Клэпэм Джанкшн. Количество пар возможно достигает многих десятков – и их точно не менее 30. Одна пара, проходящая через гребень горы, пересекает все остальные. Около западной стены, ограждающей эту достопримечательность, расположено несколько карфагенских шахтовых захоронений, одно из которых перерезает колею, что доказывает более древнее происхождение колей.

Катакомбы

Во времена римского правления на Мальте христиане создавали специальные места, где тело бы покоилось до воскрешения. Данные места упокоения известны под называнием катакомб.

Эти подземные кладбища представляют собой длинные коридоры, выдолбленные в скале, по обеим сторонам которых по мере необходимости вытесывались в камне могилы. Во времена римлян не разрешалось хоронить умерших в пределах городов, поэтому большая часть мальтийских катакомб  сосредоточена вокруг Мдины, бывшей в те времена столицей Мальты.

Мальтийская церковь продолжала усиливаться, а христиане того времени желали оставаться подле своих умерших, быть рядом с ними и после смерти, чтобы вместе дожидаться воскрешения. У входа в большинство катакомб стоял круглый стол со скошенными краями, на котором умершего благословляли перед захоронением. Поэтому катакомбы расширяли, соединяли в группы, а также рыли новые катакомбы - чтобы все члены семьи могли быть похоронены рядом друг с другом.

В соответствии с местной легендой, во времена гонений на христиан, начатых по указу римского императора Деция Траяна (Trajanus Decius (249-251 г. н.э.), Святая Агата бежала с Сицилии и укрылась на Мальте.

Естественная подземная пещера под старейшим Мальтийским приходским храмом была переделана в склеп, типичный для подземных христианских кладбищ того времени. Эти подземные катакомбы - очень протяженные, здесь множество галерей и могил различных типов.

Склеп и катакомбы являются частью исторического комплекса, который также включает в себя церковь, расположенную над ними, и примыкающий к ней музей. Здесь также можно увидеть некоторые из самых ранних на островах и уникальных фресок.

По легенде, Святая Агата прожила на Мальте лишь несколько лет, после чего она вернулась на Сицилию, где была незамедлительно схвачена и приговорена к пыткам и заточению.

Катакомбы святого Павла представляют собой типичный комплекс соединяющихся друг с другом подземных римских кладбищ, захоронения на которых производились до 4 века н.э. Они расположены на окраине старой римской столицы Мдины, поскольку по римским законам было запрещено хоронить умерших в черте города.

Катакомбы святого Павла – это самое раннее и важнейшее археологическое свидетельство христианства на Мальте, и своим именем обязаны широко распространенной легенде, связанной с гротом Святого Павла (St Paul’s Grotto). Архитектура катакомб Святого Павла – проявление местной самобытной традиции, здесь почти отсутствуют заморские влияния. Величественный зал является центром катакомб, от него в разные стороны идут коридоры, ведущие в запутанные галереи со склепами. Несколько сохранившихся до наших дней настенных росписей представляют особый интерес, так как это единственные на островах дошедшие до нас примеры живописи, относящейся к позднеримскому периоду, и периоду раннего средневековья.

Часы работы и стоимость входа:

Понедельник – воскресенье: 9.00-17.00
Вход до: 16.30
Закрыто: 24, 25 и 31 декабря, 1 января, в Страстную Пятницу

Билеты:

Взрослые (18 – 59 лет): 2 мальтийские лиры - 4,66 Евро
Учащиеся (12 - 17 лет), пожилые граждане (60 лет и старше), владельцы карт ISIC Card, EURO<26, ISE Card и ICOM Card: 1 мальтийская лира - 2.33 Евро
Дети (6 -11 лет): 0,50 мальтийских лир - 1,16 Евро
Дети от 1 до 5 лет: бесплатно

Катакомбы Тал-Минтна в М`абба (Mqabba) были обнаружены в 1860 году доктором А. Каруана (Dr. A Caruana) и капитаном Стриклендом (Captain Strickland). Это кладбище примечательно одной особенностью: здесь есть несколько обособленных подземных рядов погребальных помещений, сгруппированных вместе, рядом друг с другом. Изначально эти три отдельных гипогея не соединялись друг с другом, однако теперь они соединены и представляют собой единый большой комплекс. Как и в случае других подобных мелких групп подземелий, обнаруженных в этой округе, внутри подземелье состоит из небольших галерей и похожих на печь могил, вытесанных в камне по обе стороны прохода. Центральным элементом в катакомбах Тал-Минтна является ритуальный стол, известный под названием "триклиниум”. Предполагают, что этот стол использовался скорбящими при устройстве поминальной трапезы или пира по покойнику.

Погребальные помещения довольно богато украшены; искусно вырезанные украшения в виде створчатых раковин  венчают полукупола многочисленных ниш-гробниц, при этом часто по бокам отверстия гробницы есть еще и несколько украшенных пилястров. Напротив «стола трапез братской любви», или «агапэ», можно увидеть восемь лампадных ниш пирамидальной формы.

Часы работы и стоимость входа:

Посещение данной достопримечательности возможно только по предварительной договоренности.

Билеты:

Взрослые (18 – 59 лет): 2 мальтийские лиры - 4,66 Евро
Учащиеся (12 - 17 лет), пожилые граждане (60 лет и старше), владельцы карт ISIC Card, EURO<26, ISE Card и ICOM Card: 1 мальтийская лира - 2.33 Евро
Дети (6 -11 лет): 0,50 мальтийских лир - 1,16 Евро
Дети от 1 до 5 лет: бесплатно

Посещение данной достопримечательности облагается административным сбором сверх и помимо стоимости посещения.


Музеи »


Церкви и религиозные достопримечательности

Острова, ставшие новой родиной первым защитникам христианства, рыцарям-госпитальерам Святого Иоанна, обладают богатейшей религиозной историей.

Жители Мальтийских островов - один из первых христианских народов мира. Христианство на Мальту принес святой Павел, в 60 г. н.э. потерпевший кораблекрушение у островов на пути в Рим. Места его пребывания на островах можно проследить по храмам, пещерам и катакомбам Рабата, и в древней столице Мдине.

365 церквей и часовен разбросано по островам, и чтобы найти центр любого города или деревни, достаточно взять курс на приходскую церковь, хотя во многих приходах есть и две и более церкви или часовни. Невозможно не заметить здешние барочные церкви, с красными или серебряными куполами, четко вырисовывающиеся над линией горизонта. Церкви являются неотъемлемой частью сельского пейзажа Мальты, они возвышаются над городскими площадями и являются центром культурной и социальной жизни мальтийцев.

Праздник в честь святого-покровителя прихода отмечают здесь от души. Каждая церковь здесь - шедевр архитектуры, с собственным четко выраженным стилем, и каждая имеет свою историю, и хранит в своих стенах уникальные реликвии и сокровища. Мрамор и хрустальные люстры, живописные полотна, фрески, гобелены – все это обычные вещи в старых церквях. Статуи святых и Девы Марии также занимают очень важное место в большинстве церквей.

Поскольку известняк – камень мягкий, и работать с ним легко, мальтийские скульпторы, архитекторы, строители и ремесленники имели возможность украсить церкви Мальты и Гозо как внутри, так и снаружи, очень замысловатыми скульптурами.

Пожалуй, самыми любопытными из всех религиозных достопримечательностей являются небольшие придорожные часовни. Некоторые из них вырублены в скалах, другие прилепились к утесам. Но всегда это места, где тянет предаваться тихой созерцательности.

История и архитектура

С Рыцарями святого Иоанна на Мальте появились необходимые средства и стремление строить более сложные и искусно отделанные здания церквей. Многие старые средневековые часовни были разрушены или перестроены в приходские церкви в стиле барокко, которые сохранились до нашего времени.

Рыцари прибыли на Мальту в 1530 г., но только полвека спустя они начали строить те церкви, которые стоят и по сей день. Первостепенными задачами Рыцарей было укрепление и защита островов от возможных атак сарацинов, а также строительство Валлетты. Только в Золотой век мира и процветания, последовавший за Великой осадой 1565 г., когда на Мальту потекли богатства и деньги из Европы, можно было начать строительство новых церквей.

Самой важной достопримечательностью Мальты является Собор святого Иоанна. Собор, в котором можно увидеть две наиболее выразительные работы кисти Караваджо (Caravaggio) "Святой Иероним” и “Усекновение главы Иоанна Крестителя”, является обязательным местом для посещения всеми, кто приезжает на Мальту. Строгий фасад собора напоминает об укреплениях Валлетты, города-крепости, в котором и расположен собор, а обильное и пышное внутреннее убранство собора свидетельствует о том, что Рыцари высоко ценили и покровительствовали искусству и культуре.

Основной период строительства церквей на Мальте выпал на 17-18-ые века в период расцвета Итальянского стиля барокко. Главным архитектором того времени был Лоренцо Гафа (Lorenzo Gafa'), мальтиец, прошедший обучение в Риме. Именно по проекту Гафа были построены наиболее выразительные церкви Мальты. Его излюбленный стиль с элегантными куполами и величественным внешним обликом является символом мальтийского барокко. Среди его лучших работ – Собор в Мдине, Собор на Гозо, церковь святого Лаврентия (church of St. Lawrence) в Витториозе.

В 19-20 веках строительство церквей продолжалось. Помимо существующих церквей в стиле барокко на Мальте появились церкви в неоготическом стиле, такие как Церковь Пресвятой Богородицы Лурдской (Church of Our Lady of Lourdes) в Мджаре на Гозо. Самая известная церковь, построенная в 19-ом веке – это церковь святой Марии (Church of St Mary) в Мосте, также известная как Купол Моста (The Mosta Dome), которая представляет собой круглое здание с куполообразной крышей.

В конце Аркбишоп стрит (Archbishop Street) в Валлетте расположен Англиканский собор святого Павла. Он был построен в 1839-1844 гг. на деньги вдовы короля Уильяма IV, королевы Аделаиды. Во время своего визита на Мальту в 1838-1839 гг. королева Аделаида обнаружила, что на островах нет ни одной англиканской церкви, и приказала начать строительство. Собор был построен на месте немецкого обержа «Auberge d'allemagne» постройки 1574 г. Собор, посвященный святому Павлу, представляет собой величественное возвышающееся над столицей сооружение со шпилем высотой в 65 метров. Рядом с собором расположено здание Кармелит Доум (Carmelite Dome), который сильно пострадало во время Второй Мировой Войны и было восстановлено в 1958 г.

Коллегиальная церковь Непорочного зачатия является основным монументальным сооружением в Коспикуа (Cospicua). Чудесным образом церковь избежала разрушения во время бомбардировок Второй Мировой Войны, в результате которых была разрушена большая часть города. В церкви находится известное произведение искусства – роспись над главным алтарем, изображающая  Мадонну с младенцем, выполненная живописцем 17-го века Полидоро Венециано из Абруццо (Polidoro Veneziano of Abruzzo). Впервые церковь на этом месте была построена в 1584 г. Позднее в 1637 г. она была расширена, а окончательно достроена и освящена в 1732 г. В 1828 г. папа Пий VII присвоил церкви коллегиальный (соборный) статус. По преданию, статуя Непорочного зачатия датируется 1689 г. и была вырезана из дерева монахиней-кармелиткой Марией де Доменикис (Maria De Domenicis).

Соборная церковь Мадонны Победительницы (Приходская церковь Сенглеи) была построена в 1743 г. В январе 1941 г. церковь была разрушена  во время массированной атаки с воздуха, направленной на корабль британских ВМС “Illustrious”, стоящий на якоре в бухте. В 1957 г. церковь была восстановлена и повторно освящена. В 1921 г. с благословления папы Бенедикта XV приходская церковь получила статус базилики. Наиболее значимой реликвией церкви является деревянная статуя Девы Марии, которая находится в последней молельне слева от нефа, обрамленного серебром. Незабываемым зрелищем является церковный праздник, когда статую Девы Марии выносят из церкви. Церковь посвящена Мадонне Победительнице, также известной как Мария Бамбина. Перед церковью расположен памятник всем погибшим в ходе бомбардировок Второй Мировой Войны.

Эта небольшая церковь была первой, которую построил в Валлетте Орден святого Иоанна. Изначально это была часовня, посвященная Мадонне Победительнице, названная так в честь победы Мальты над турецкими войсками в ходе Великой Осады 1565 г. Строительство началось в 1567 г.: считается, что именно здесь 28 марта 1566 г. с небывалым размахом и к великой радости местных жителей был заложен первый камень в строительство города Валлетты.

Церковь Мадонны Победительницы была главной церковью Ордена святого Иоанна в Валлетте до 1577 г., когда было закончено строительство Конвентуальной церкви святого Иоанна. Первоначально Великий Магистр ла Валлетт был похоронен в церкви Мадонны Победительницы, и лишь позднее его останки были перенесены к месту последнего приюта в Собор.

В конце 17-го века здание церкви было незначительно перестроено, а в середине 18-го века – полностью изменило свой облик.

История церкви святого Павла уходит корнями в 70-ые года 16 века. Несмотря на то, что церковь отцов-доминиканцев уже была объявлена приходской церковью Валлетты, Соборный Совет настоял на создании собственной церкви, где можно было бы проводить таинства и необходимые ритуалы для местных жителей. В 1609 г. церковь была построена, однако уже в 1639 г. она была разрушена. План новой церкви был подготовлен Бартоломео Гарагона (Bartolomeo Garagona). Фасад церкви был реконструирован в 1885 г. по проекту Николы Заммита (Nicola Zammit).

Святой Павел считается духовным покровителем мальтийцев. Его кораблекрушение у берегов мальтийских островов считается величайшим событием в истории нации. Именно поэтому Коллегиальная церковь святого Павла - одна из самых значимых на Мальте. В церкви собраны великолепные художественные работы, среди которых величественный запрестольный образ, который выполнил Маттео Перез д`Алечио (Matteo Perez d'Aleccio), хоры и купол работы Лоренцо Гафа (Lorenzo Gafa), картины Аттилио Паломби (Attilio Palombi) и Джузеппе Кали (Giuseppe Cali), статуя Мелькиоре Гафа (Melchiorre Gafa).

Здесь также представлена ценная реликвия – кость правого запястья святого Павла и часть колонны, на которой святой был обезглавлен в Риме.

Собор, известный как Собор Святого Павла (St Paul's Cathedral), является архитектурной короной элегантного обнесенного стеной города Мдина. Этот шедевр конца 17-го века работы мальтийского архитектора Лоренцо Гафа (Lorenzo Gafa) расположен на месте, где стояла ранняя норманнская церковь, разрушенная землетрясением 1693 г. В соответствии с традициями ранняя церковь была построена на месте дома Публия, римского наместника на островах, которых был обращен в христианство святым Павлом в 60 г. н.э. Величественный силуэт собора внезапно возникает перед взорами прохожих, выходящих из узких улочек Мдины. Здание собора увенчано великолепным куполом, считающимся одним из лучших достижений Гафа. За долгую историю собора многие художники старались улучшить его декоративный облик. Нынешнее внутреннее убранство купола было выполнено в 1950-ых годах. В соборе Мдины представлены работы Калабрийского художника и рыцаря Маттиа Прети (Mattia Preti). Выложенные мрамором надгробные плиты украшены гербами и посвящениями епископов Мдины и других членов Соборного собрания. На хорах за алтарем можно увидеть монументальное изображение Прети “Обращение святого Павла”. Изначально оно было частью нормандской церкви, уцелевшей после землетрясения.

Построенная в 1860 г. на месте церкви, 1614 г., церковь Святой Марии (church of St. Mary) является приходской церковью Мосты. Светлое внутреннее убранство и круглые формы церкви оставляют незабываемое впечатление.

Величественный купол является четвертым в мире по размеру и известен благодаря одному из эпизодов Второй Мировой Войны – в 1942 г. бомба пронзила купол церкви, упала на церковный пол и покатилась по полу, не взорвавшись. Церковь была наполнена людьми, но никто не пострадал. Сегодня бомба выставлена в музее, прилегающим к церкви. 

Особое место среди местных религиозных праздников Мосты занимает церковный праздник Святой Марии, или праздник Успения Богородицы. Празднество в Мосте перед зданием церкви – это праздник радости, веселья и благополучия.

История этой приходской церкви уходит своими корнями в средние века (до 1450 г.), а первый камень нынешней церкви был заложен в 1672 г. Ее иногда называют мраморной базиликой, поскольку она полностью покрыта мрамором.

Наиболее сильное впечатление производит бронзовый и золоченный свод над главным престолом, но основной достопримечательностью церкви является статуя покровителя - Святого Георгия, вырезанная из дерева Паулу Аццопарди (Pawlu Azzopardi) в 1838 г. Это была первая титулярная статуя, установленная в приходской церкви в Гозо

Все росписи купола и потолка выполнены римским живописцем Джованни Батиста Конти (Giovanni Battista Conti). В работах над внутренним убранством базилики принимали участие Маттиа Прети (Mattia Preti), Джузеппе Кали (Giuseppe Cali), Мишель Бузуттил (Michele Busuttil), Джузеппе Фенек (Giuseppe Fenech), Франческо Зара (Francesco Zahra), Фортунато Венути (Fortunato Venuti), Инъяцию Кортис (Injazju Cortis), Рамиро Кали (Ramiro Cali), Филиппо Козимо (Filippo Cosimo), Джузеппе Д`Арена (Giuseppe D'Arena), Салваторе Бонди (Salvatore Bondi), Roberto Dingli (Роберто Дингли) и Стефано Эрарди (Stefano Erardi).

Церковный праздник святого мученика Георгия отмечается 23 апреля.

Собор Святого Иоанна, который считается первым образцом высокого барокко, своей величественностью подчёркивает роль его покровителей, Рыцарей Святого Иоанна, в истории Мальты.

Собор является свидетельством высочайшего мастерства Мальтийского военного архитектора. Стены собора украшены резьбой по камню, выполненной Маттиа Прети (Mattia Preti), а потолок и боковые алтари расписаны картинами из жизни Святого Иоанна. В соборе также находится одна из самых выразительных и известных картин Европы – “Усекновение главы Иоанна Крестителя” Караваджо (Caravaggio).  

Собор служил усыпальницей для рыцарей, в период с 16 по 18 век здесь были погребены многие представители знатных Европейских семейств. Богато инкрустированные мрамором надгробные плиты образуют пол великолепной работы. В Соборе нашел свой последний приют основатель Валлетты Великий Магистр Жан Паризо де ла Валлетт (Jean Parisot de la Vallette). Его надгробная плита покоится в склепе, в тихом убежище, где можно размышлять о вечности вдали от суеты шумных улиц.

Витториоза (Vittoriosa), известный также до Великой Осады 1565 г. как Биргу (Birgu), является одним из самых старых приходов на Мальте. До строительства Валлетты и Собора святого Иоанна церковь святого Лаврентия служила монастырской церковью Ордена святого Иоанна. Нынешняя церковь была построена между 1681 г. и 1697 г. по проекту самого известного архитектора Мальты эпохи барокко Лоренцо Гафа (Lorenzo Gafa). Церковь является прекрасным примером римского барокко. Территория перед церковью использовалась во время Великой Осады в качестве кладбища. Позднее на том месте были построены часовня святого Иосифа и часовня Распятия. В часовне святого Иосифа выставлена шляпа и меч Великого Магистра Жана де ла Валлетта (Jean de la Valette), основателя Валлетты. Рядом с приходской церковью расположен небольшой музей (вход со стороны Сент Лоренцо стрит).

Базилика Та' Пину является самым известным местом паломничества на Мальтийских островах. Ее история восходит к июньскому дню 1883 г., когда в старой часовне женщина услышала голос Девы Марии. В последующие годы на этом месте произошло много чудес и удивительных вещей.

Многие на Гозо верят, что именно молитвы, произнесенные в церкви, спасли Гозо от чумы, бушевавшей на Мальте в то время. Поэтому местные жители решили построить на этом месте большую и величественную церковь в честь Пресвятой Девы. Церковь была построена на пожертвования жителей Гозо и соотечественников, живущих в других странах. В 1920 г. началось строительство церкви, в котором принимали участие добровольцы из числа местных жителей. 

В 1931 г. Та' Пину была освящена, а годом позже папа Пий XI наделил ее статусом базилики. Сохранившаяся часовня 16-го века была полностью включена в новую церковь.

Собор на Гозо, шедевр эпохи барокко, был построен по плану известного мальтийского архитектора Лоренцо Гафа (Lorenzo Gafa), который также руководил строительством великолепного собора в Мдине. Вполне возможно, что сегодня собор стоит на том же самом месте, где стоял римский храм Юноны (Roman Temple of Juno), упоминаемый Цицероном в своих работах.

Пол храма выложен мозаикой из мраморных надгробных плит и церковных символов. На потолке можно увидеть превосходный образец картины-“обманки” (trompe l'oeil), изображающей внутреннее убранство купола, которого на самом деле нет.

Укрепления и башни

Благодаря большому количеству защитных сооружений Мальту называют иногда островом-крепостью. С финикийских времен благодаря своим естественным укреплениям и глубоким безопасным заливам Мальтийские острова занимали особое положение в Средиземноморье.

Укрепления могут быть разделены по принадлежности к двум периодам: эпохе Рыцарей и периоду правления Британии. Эти величественные сооружение, словно напоминание о военном прошлом островов, производят неизгладимое впечатление не только как достижение военного строительства, но и как напоминание о временах рыцарских подвигов, крестовых походов, героизма и легендарных сражений. 

Знакомство с военным прошлым Мальты лучше начать с Морского музея в Витториозе, Национального военного музея и Оружейной Палаты в Валлетте. А на открытом воздухе можно побродить по Линиям укрепления Виктория (Victoria Lines), протянувшимся вдоль Великого Разлома (Great Fault) с востока на запад Мальты или посмотреть на бастионы Валлетты. Что бы Вы ни выбрали, Вы узнаете много нового о прошлых войнах и сохранившихся оборонительных сооружениях от фортов и смотровых вышек времен 17-го века до дотов Второй Мировой Войны.

Дин л-Арт Хелва (Din l-Art Helwa),
Мелита Стрит, 133 (133 Melita Street)
Валлетта VLT 12 (Valletta VLT 12

Башня Санта Мария на Комино (The Santa Marija Tower on Comino) представляет собой фрагмент ранней системы башен, установленной Орденом обеспечения защиты и взаимодействия между Цитаделью на Гозо и Мдиной. Впоследствии она стала центральным элементом системы башен, построенных вдоль побережья. Решение о строительстве этой башни было принято в 1618 г. Великим Магистром Алофом де Винакуром (Alof de Wignacourt). Строительство финансировалось за счет собственных средств Великого Магистра, средств от продажи хвороста на островах и прибыли переселившихся землевладельцев. Выбранная для строительства площадка была расположена на высоте 80 метров над уровнем моря. Толщина стен составляла 6 метров. Башня окружена толстой высокой стеной бутовой кладки, выложенной из камней, которая создает иллюзию того, что башня окружена рвом. В период Британского правления Башня Комино, как и Форт Сент Агата и Форт Шамбрей, защищала якорную стоянку и обеспечивала связь между Гозо и Мальтой. В этот период во внутреннее строение башни были внесены серьезные изменения: похоже, что башня использовалась также в качестве изоляционного госпиталя, а в нижних помещениях содержали животных. Дин л-Арт Хелва (Din l-Art Helwa) решил восстановить Башню Санта Мария и сохранить этот исторический памятник и уникальное сооружение, расположенное в живописном месте. Данный проект осуществляется при поддержке Морских властей Мальты и может занять до 3 лет.

Кувр Порт представлял собой сложную систему ворот, через которую можно было попасть в Витториозу (Vittoriosa).

Наиболее сильное впечатление производят три пары ворот начала 18-го века:  Эдванст Гейт (Advanced Gate), 1722 г., украшенные лучшими на острове образцами резьбы  по дереву, большая часть которой была, к сожалению, разрушена эгалитаристами революционной Франции в 1798 г., изящные ворота Кувр Порт (1723 г.) и более простые ворота Гейт оф Прованс (Gate of Provence), 1727 г.

Береговые башни строились в течение 60 лет и легко могут быть поделены на две группы, отражающие две различные стратегии береговой защиты. Первая группа представляла собой массивные прямоугольного вида башни с тяжелой артиллерией и крупным гарнизоном регулярных войск. Эти массивные башни служили не только для наблюдения за основными заливами во избежание вражеского наступления, но также ожидалось, что башни смогут выдержать натиск высадившегося на берег врага, а гарнизон сможет внести смятение в стан врага и провести разведку.

В период 1620 -1649 гг. Рыцари начали строительство небольших береговых башен, которые выполняли функцию исключительно наблюдательных постов, а не бастионов. Новые сторожевые вышки были построены в годы правления Великого Магистра Ласкариса, однако их строительство было оплачено Университа. Их цель была четко определена, и это позволило инженерам Ордена улучшить и довести до совершенства их конструкцию: башни вытянутой формы типа Липья становятся более приземистыми как в Уид из-Зуррик (Wied iz-Zurrieq). Последняя послужила прототипом для целой цепи из 13 башен, построенных при Великом Магистре Де Редине (De Redin), и служивших для передачи предупреждающих сигналов в Валлетту. Основной причиной смены назначения береговых башен и уменьшения их размеров стала недостаточная для формирования гарнизонов во всех местах возможной высадки врага численность вооруженных сил Ордена. Однако уже в начале 18-го века Рыцарям пришлось вернуться к вооруженным укреплениям каждого залива и островка, а присутствие батарей, редутов и береговых окопов стало вновь необходимостью.

Форт Шамбрей был построен в 1794 г. на средства Байлифа Жака Франсуа де Шамбрея и был задуман как новый укрепленный город на Гозо. Однако с течением времени опасность нападения пиратов уменьшалась, и люди стали селиться в деревнях. Новый город так и не был построен, а укрепления использовались в качестве казарм для солдат, а позднее в них располагалась психиатрическая лечебница. Сегодня Форт Шамбрей постепенно перевоплощается в туристический центр.

Форт Ринелла был построен в 1878-1886 гг. Британскими Королевскими инженерами именно в тот период, когда островам угрожала опасность со стороны Итальянского флота. Форт был оснащен огромным 100-тонным орудием в качестве береговой батареи, которое должно было стать самым большим орудием в мире.

Орудие, которое и сейчас можно увидеть в Форте Ринелла, имеет барабан длиною 10 метров, и могло выстрелить ядром весом в 1 тонну на расстояние в три мили. 

Во время Второй Мировой Войны Форт служил в качестве берегового сторожевого поста для войск Великобритании. В музее, расположенном здесь же, можно узнать о жизни военных гарнизонов и о том, как работало орудие. Здесь также представлена коллекция артиллерийского вооружения.

С октября по апрель в Форте Ринелла проводятся исторические реконструкции 19-го века, а также предлагается новый вид экскурсий – специальная организованная экскурсия во главе с историческими персонажами. С понедельника по четверг в 14.30 волонтеры, одетые в форму солдат конца 19-го века, проводят костюмированные экскурсии по Форту.

Взрослые: 3 мальтийские лиры
Пожилые граждане / учащиеся: 2,5 мальтийских лир
Семейный билет (2 взрослых + 3 ребенка до 16 дет): 6 мальтийских лир

Примечание: за костюмированную экскурсию взимается дополнительный сбор в 2 мальтийские лиры

Форт Сент Анджело – это ярчайшая жемчужина в короне военного наследия Мальтийских островов. По легенде Форт построен на месте древнего римского укрепленного поселения.

Когда на остров в 1530 г. прибыли Рыцари, Форт стал местом пребывания Великого Магистра Ордена. Позднее Форт сыграл решающую роль при Великой Осаде 1565 года, когда вопреки всему сумел сдержать грозную армаду сарацинов. Героическое сопротивление Рыцарей в течение трехмесячной осады принесло форту легендарную славу.

В 19-ом веке Форт перешел к британцам и в 1912 г. был официально зарегистрирован как корабль, сначала как корабль ВМС Великобритании “Эгмонт” (HMS Egmont), позднее в 1933 г. как корабль ВМС Великобритании “Сент Анджело” (HMS St. Angelo). Недавно правительство официально передало Ордену святого Иоанна верхнюю часть Форта, в которой находится судебный дворец и часовня святой Анны (St. Anne's Chapel).

Форт Сент Эльмо охраняет подступы к гавани Марсамшетт (Marsamxett) и Большой Гавани (Grand Harbour). Во время Великой осады 1565 г. форт был местом героической обороны. Когда рыцари прибыли на Мальту, полуостров Маунт Шиберрас (Mount Sceberras), где позднее расположилась Валлетта, представлял собой горный холм с построенным на нем в 1488 г. во время Арагонского правления небольшим фортом. Рыцари укрепили форт так, что позднее он смог выдержать месячную турецкую блокаду во время Великой Осады. Однако после гибели 1500 Рыцарей и местного населения форт был захвачен. Однако свидетельством мужества защитников форта служит тот факт, что нападавшие во время осады потеряли в 4 раза больше людей, чем защитники форта. После снятия Великой Осады Рыцари заново отстроили Форт Сент Эльмо и усилили его защиту. В последующие столетия у форта было множество назначений. В 1940 г. в начале Второй Мировой Войны Итальянские воздушные силы нанесли первый удар по Форту Сент Эльмо как основной цели на Мальте. Сегодня одна часть Форта Сент Эльмо отдана под Военный музей, а в другой расположена Полицейская Академия Мальты. Сегодня в Форте проводятся исторические шоу: `In Guardia' и 'Alarme' – это инсценировка военных парадов в рыцарских костюмах, которые проводятся в течение всего года, за исключением летних месяцев.   

К западу от живописной деревни Марсашлокк (Marsaxlokk) в 1610-1611 гг. для защиты залива от нападения турков Рыцари построили крупный Форт Сент Лучиан. Это вторая по величине береговая башня на острове. Впервые  орудия Форта были применены в 1614 г.для отражения вторжения флотилии турецких судов со стороны Марсашлокк Бей (Marsaxlokk Bay). Расположенный низко на берегу форт не мог быстро передавать сообщения в штаб в Валлетте.

Поэтому на другой стороне холма рыцари пристроили к старой церкви святого Григория (church of St. Gregorio) в Зейтуне (Zejtun) поперечный неф, разместив высоко в толще стен коридор, из которого караульный мог следить сквозь выровненные оконные проемы за сигналами с башен Фортов Сент Лучиан (St. Lucian) и Сент Томас (St. Thomas), и передавать сообщения в Валлетту, бастионы который были видны с крыши церкви. Во время Второй Мировой войны Форт Сент Лучиан (St. Lucian) использовался в качестве оружейного склада, а сегодня в нем расположен Морской Исследовательский Центр (Marine Research Centre).

Древняя история Мдины и ее пригорода Рабата, как и история Мальты, может похвастаться массой ярких эпизодов. История Мдины, древней столицы Мальты, уходит своими корнями далеко в прошлое, более чем на 4000 лет назад. Именно Рабат называют источником появления христианства на островах, ведь именно здесь по легенде жил в 60 г. н.э. святой Павел после кораблекрушения у островов. Мдина и Рабат завораживают туристов неподвластной времени атмосферой и культурными и религиозными богатствами.

Именно здесь проживали и проживают знатные семейства Мальты, их дворцы возвышаются на узких тенистых улочках Мдины. Мдина - это прекрасно сохранившийся образец древнего обнесенного стеной Европейского города с уникальной архитектурой, в которой смешалось средневековье и стиль барокко.

Сегодня Мдина – это тихий город, полный воспоминаний о благородном прошлом. Мдину, ночами залитую светом ламп, еще называют “молчаливым городом”.

Ворота Нотр Дам являются частью семи ворот, которые были построены на линиях укрепления Коттонера в 1670 г. по приказу Великого Магистра Фра Никола Котонера. Изначально они должны были служить главными воротами для транспорта, проходящего из юго-восточных городов и деревень. Порта Марина (Porta Marina) являлась западной частью линий со стороны Сенглеи (Senglea).

Сегодня Нотр Дам Гейт состоят из 3 ворот: центральных для транспортных средств и двух небольших по краям для пешеходов.

Ворота, являющиеся самым высоким сооружением в Коттонера, построены на 5 уровнях с приподнятой сторожкой, которая расположена на двух больших полудужьях, спроектированных так, чтобы в случае авиа-удара обеспечить защиту тем, кто в них находится. Фасад здания богато украшен в соответствии со стилем высокого барокко того времени.

нижняя часть Бастиона святых Петра и Павла

(St. Peter and St. Paul Bastion), Валлетта, Мальта

Старая артиллерийская батарея находится в нижней части Бастиона святых Петра и Павла (St. Peter and St. Paul Bastion). Построенная в 16-ом веке она постоянно использовалась вплоть до 1960 г. Батарея была хранителем времени, поскольку залп ее орудия раздавался на восходе и закате, отмечая тем самым начало и конец рабочего дня, а также открытие и закрытие городских ворот.

Ровно в полдень залп орудия подавал сигнал морякам судов, находящимся в заливе, о наступлении 12 часов - это необходимо для сверки судовых часов в навигационных целях. В 2005 г. Артиллерийская батарея была восстановлена и оснащена 24-фунтовыми орудиями середины 19-го века, а добровольцы, одетые в форму того времени, представляют Королевскую Артиллерию Мальты.

Часы работы:

ежедневные организованные экскурсии в 11.00.
12.00: орудийный залп

Стоимость: бесплатно

Меллиха (Mellieha)

Башня святой Агаты (St. Agatha's Tower), известная также как Красная Башня (из-за цвета, в который были покрашены стены и который теперь восстановлен), была построена по приказу Великого Магистра Ласкариса. Во время строительства башня была самым дальним от Валлетты сторожевым постом, который использовался для связи с Гозо. Во времена Рыцарей Башня святой Агаты являлась одним из основных оборонительных укреплений и была укомплектована орудиями и гарнизоном из 30 человек.

Чтобы войти в башню, необходимо пройти по лестничному пролету, а затем по разводному мосту, который отделяет лестницу от входной двери. Башня имеет прямоугольную форму с четырьмя угловыми башням в основании, толщина наружных стен около 4 метров, в них прорезаны небольшие оконные проемы. В 18-ом веке было добавлено низкое звездообразное укрепление.

В период правления Британии башня использовалась в оборонительных целях. В последние годы Башня используется в качестве радарной станции Вооруженных Сил Мальты.

Часы работы:

с понедельника по воскресение: 10:00 – 16:00

История Цитадели на Гозо уходит корнями в позднее средневековье, однако холм, на котором она расположена, был заселен еще в эпоху неолита. После Великой осады 1565 г., чтобы обеспечить надежную защиту от будущих нападений Рыцари возвели в Цитадели новые укрепления. Согласно существовавшему до 1637 г. закону население Гозо ради своей безопасности должно было проводить ночи внутри Цитадели. Позднее в более мирные времена этот закон был отменён, и люди начали селиться вдоль стен Цитадели, положив начало процветающему городу Рабату, ныне известному как Виктория.

Линии укрепления Виктория являются одним из самых внушительных укрепительных сооружений периода правления Британии. Их строительство было завершено в 1897 г. и посвящено шестидесятилетию правления Королевы.

Линии укрепления тянутся с востока на запад Мальты на 12 км вдоль естественного горного разлома. По замыслу Рыцарей линии укрепления должны были защищать Мальту от нападения с севера. На линиях укрепления Виктория расположены Мадлина Форт (Madliena Fort), Форт Моста (Fort Mosta), Бинджемма Форт (Bingemma Fort) и Форт Пемброук (Fort Pembroke).

Однако ни форты, ни линии укрепления в военных действиях не участвовали. При этом их расположение в живописном ландшафте делает укрепления превосходным местом для прогулок. Лучше всего сохранилась часть линий Дуэйра Лайнс (Dwerja Lines) на севере от Мдины.

Вдоль линий укрепления расположены некоторые достопримечательности: вырезанные в горных породах доисторические склепы и загадочные колеи доисторических повозок около Бинджемма Гэп (Bingemma Gap).

Валлетта названа в честь ее основателя, Великого Магистра Ордена святого Иоанна, Жана Паризо де ла Валлетта, однако своим рождением город обязан его главному врагу, турецкому султану Сулейману Великолепному.

Когда в 1530 году Рыцари прибыли на Мальту, они поселились в маленькой защищённой Фортом Сент Анджело (Fort St Angelo) деревне Биргу (Витториоза). Они смогли расширить старую сторожевую вышку Сент Эльмо (St Elmo watchtower), смотрящую на полуостров Шиберрас напротив, но их оборонительные сооружения все еще были недостаточными. Стратегическая важность Маунт Шиберрас (Mount Sceberras) стала очевидной в период Великой Осады.

Строительство Валлетты было запланировано до осады. Но план этот осуществился только после того, как христианская церковь отблагодарила своими дарами Рыцарей за их победу над Сулейманом. Папа Пий V и король Испании Филип оказали финансовую помощь и оплатили работу великого итальянского военного инженера Франческо Лапарелли (Francesco Laparelli).

Величественная крепость выросла на камнях полуострова Маунт Шиберрас, который поднимается из глубин 2 гаваней – Марсамшетт (Marsamxett) и Большой Гавани (Grand Harbour). Строительство Валлетты было начато в 1566 году и закончено за удивительно короткий промежуток времени - через 15 лет, в течение которых были построены все бастионы, форты и собор.

Башня Винакур была построена в 1610 г. во время правления Великого Магистра Алофа де Винакура (Alof de Wignacourt ) и на его пожертвования. До постройки Форта Сент Агата (fort St. Agatha) в 1649 г. в Меллихе (Mellieha), Башня Винакур являлась самым северным оборонительным постом Мальты.

В 1970-ые годы Фонд наследия Мальты (Maltese heritage foundation) провел работы по восстановлению башни и открыл ее для посещения. Сегодня в ней расположен небольшой музей, посвященный военно-архитектурному наследию Мальты.

Другие исторические достопримечательности

Сложно не заметить наследие Рыцарей на Мальте. Они подарили Мальте широко известный на весь мир  восьмиконечный Мальтийский крест.

Никакой другой период не оказал такого влияния на острова, как 250-летнее правление Мальтийского Ордена. Начиная с их повседневной жизни и заканчивая их героическими сражениями – все нашло отражение в архивах, документах, архитектуре и фольклоре Мальтийских островов.

По одну сторону от Большой Гавани (Grand Harbour) расположена Валлетта, построенный Рыцарями укрепленный город эпохи барокко, по другую  сторону – Витториоза, старый город Рыцарей.

На протяжении всей истории до недавнего времени вся деятельность на Мальте была сосредоточена вокруг Большой Гавани. Валлетта и другие города вдоль залива росли и развивались в результате этой деятельности.

За последние 40 лет роль Большой Гавани в жизни Валлетты изменилась: это связано с сильными разрушениями прибрежных территорий в ходе Второй Мировой Войны. Однако сегодня эти территории восстанавливаются и вновь преображаются. 

Ключевым моментом этого возрождения является проект набережной Валлетты, который направлен на возрождение той кипучей  деятельности, которой славились эти территории в свои лучшие времена.

Вдоль набережной Валлетты сегодня расположились множество интересных ресторанов и магазинов, привлекающих туристов и местных жителей восхитительными блюдами, которые можно отведать, любуясь великолепными видами.

Витториоза, один из трех исторических укрепленных городов, известных как "Три города”, расположена на небольшом полуострове на юге от Валлетты на другом берегу Большой Гавани.

Витториоза являлась одним из самых важных городов средневековой Мальты, в 1530 г. она была первой резиденцией Рыцарей святого Иоанна на острове и служила оборонительным бастионом против турков в ходе Великой Осады 1565 г.

Вдоль набережной Витториозы среди зданий, которых сохранились до наших дней, можно увидеть Хранилища Караффа (Caraffa Stores Building), Дворец Прудом (Palace of the Prud’homme of the Arsenal) и резиденцию капитана галер.

Сегодня на великолепной набережной Витториозы, откуда открываются великолепные виды жемчужины богатейшего военного наследия Мальты – форта Сент Анджело - можно посидеть в многочисленных кафе, единственных в своем роде ресторанах и посетить знаменитое казино Casino di Venezia.